Снова весна, 9 мая – годовщина окончания самой кровопролитной войны в истории. И вновь почти в каждой семье вспоминают своих героев, вернувшихся или оставшихся на полях сражений. Вспоминают их и в семье Слепцовых - оба деда Светланы участвовали в боях Великой Отечественной, вернулись с фронта домой. Память о них, передаваемая от поколения к поколению, и сейчас живет в семье Олимпийской чемпионки.
Виктор Яковлевич Чурюмов О своем отце - Викторе Яковлевиче Чурюмове - вспоминает мама Светланы – Елена Викторовна: «Папа мой был партизаном во время войны, мама - Лидия Карповна - труженицей тыла. Оба имеют награды. Вырастили нас, четверых детей, всем дали образование.»
Другой дедушка Светланы – Олег Георгиевич Слепцов – родился в городе Ишиме Тюменской области 25 ноября 1924 года. В родном городе Олег успел окончить 8 классов школы, и в 18 лет был призван в армию. С августа 1942 по июнь 1943 - являлся курсантом 11-го отдельного стрелкового полка, после чего был переведен в 7-й учебный танковый полк, где находился в течение 2 месяцев. С августа 1943 по май 1945 – воевал в составе 99-го гвардейского танкового полка и был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, а также медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Праги»
В книге «Эта память нужна» (составители А.С. Экономова, Т.П. Макарова – прим.ред.) приводитcя описание боя, за который Олег Слепцов был награжден орденом Красной Звезды: «...Тяжелая сорокасемитонная махина танка ИС-2 вздрогнула, словно живое существо. Олег потянулся было к мотору, но в переговорном устройстве загремел голос лейтенанта:
- Вперед! Давай, жми и на всю катушку к дороге!
Слепцов привычно взялся за рычаги и словно не силой мотора, а своею собственной, стремительно бросил машину через поле. Успел заметить, как мимо промелькнул фауст-патрон, едва не чиркнув по броне.
- Фаустники слева! Сбить их вместе с сараем! - подал новую команду командир.
Олег Георгиевич
Слепцов Олега бросило в жар. Ох уж эти фаустники. Две недели назад вот так же подобрался фашист с трубой и послал патрон прямо в моторную часть. Осколком перебило маслопровод, мотор заклинило - машина не вспыхнула чудом.
Уже третьи сутки гвардейский тяжелый танковый полк вел яростные наступательные бои в Западных Карпатах. Пока основные силы пробивали брешь в обороне фашистов у города Остра, их танковому экипажу удалось проскочить сквозь вражескую оборону. Замысел командира был прост: единственный путь отхода в горах - дорога. Стоит перерезать ее, и враг окажется в ловушке. В том, что фашисты отходят, никто не сомневался, потому и неслись на всей скорости, рискуя каждую минуту сорваться. По гребню хребта подобрались к дороге, по которой внизу длинной змейкой пересекала низину вражеская колонна.
Как будто успели. Еще несколько минут - и колонна начнет втягиваться в лес по другую сторону хребта, сообразил Олег. Раздался голос командира: «Стоп! Постарайся срезать головной танк», - скорее просил, чем приказывал лейтенант.
Командира орудия товарищи не зря называли снайпером. «Поколдовав» над прицелом, он с первого выстрела послал снаряд в борт вражеского танка. Пробка на дороге надежно закрыла пути отхода.
За самоотверженные действия в боях экипаж был представлен к боевым наградам. К гимнастерке гвардии старшего сержанта Олега Георгиевича Слепцова командир танковой бригады прикрепил орден Красной Звезды»
Подготовлено с использованием материалов
Регионального общественно-политического журнала
"Югра"