Светлана Слепцова: "Соперничество – это наука!"
5 апреля 2008
Светлана Слепцова, чемпионка России в спринте и гонке преследования, победительница соревнований на приз губернатора Тюменской области, в которых она выиграла свой первый автомобиль, сегодня не принимала участия в масс-старте. Небольшой перерыв между гонками молодая спортсменка использовала для отдыха, подготовки к предстоящим эстафетам, а также общению с многочисленными журналистами, которые с самого утра наполнили "Гранд Отель Уват". Мы рады, что Светлана смогла уделить время и skisport.ru

- Свет, первый вопрос будет банальным, но я все равно его задам: выходя на старт гонки преследования с таким огромным преимуществом, вы были уверены в победе, или допускали, что кто-то может вас обыграть?

- Когда выходила на старт, мне было немного не по себе, что я впереди всех на полторы минуты, я ведь знаю, что стоит расслабиться и потерять настрой, как растеряешь и все преимущество и упустишь победу. Когда на кону такие призы, а ты понимаешь, что можешь выиграть, очень легко сломаться, что и произошло со мной на лёжке. А вот когда почувствовала, что Ольга наступает мне на пятки, когда показалось жарковато, так сразу взяла себя в руки. Накануне многие мне давали понять, хоть прямо и не говорили, что считают мою победу уже свершившейся, но сама я этого не чувствовала. Мне вообще тяжело в преследовании бежать первой, какой-то создается дополнительный стресс. Когда идёшь в толпе, например, в эстафете на первом этапе, можно ориентироваться по ним, а тут надо самой решать, прибавить или идти в своем темпе, а может, кто-то догоняет уже? Не везде же есть на трассе тренер, который подскажет.

- В Холменколлене вы говорили, что как сибирячка не любите такую погоду, предпочитая мороз и быстрое скольжение, но выигрываете именно по воде и снежной каше. Лукавите?

- Наверно, пора уже начинать любить (смеётся). Да, вы не первая, кто меня этим подкалывает. Просто по такой погоде лыжи едут очень плохо, и много сил приходится тратить, нужна силовая работа. Я с этим справляюсь, но сказала бы, что мне это нравится. У меня в слякоть всегда портится настроение, ничего не хочется делать, сил нет, настроения нет. Хотя сейчас уже появляются некоторые сомнения, возможно, это и правда «моя» погода? Когда выигрываешь такой приз, грех жаловаться!

- Будете на этой машине ездить? Вы водить умеете?

- Нет, придётся теперь учиться на права. Я немного езжу, но только с автомат-коробкой, на механике не умею. Эту машину не буду оставлять, продам её, куплю другую.

- Какую?

- Мазду «семёрку». СХ -7

- О, прекрасный выбор. После такого дебюта можно себе позволить. А вы как оцениваете свой первый взрослый сезон на Кубке мира? Что запомнилось, какой момент стал самым ярким?

- Две победа в Холменколлене, конечно, финиш с российским флагом в руке в гонке преследования. До этого я называла самым ярким моментом спринт в Рупольдинге, где я стала второй. Спортсмены так устроены, что запоминаются именно моменты выступлений, всё остальное остаётся где-то на втором плане. Да мы и не так много видим во время поездок, разве что на красоту природы вдоль трассы засмотришься. В этом смысле тоже красивый город Осло, когда в ясную погоду бежишь кросс, весь город как на ладони, и сам город очень красивый. А экскурсий или чего-то такого мы не посещаем, в редкие выходные надо отдыхать, восстанавливаться, потом опять тренироваться… иногда даже в магазин сходить проблема, тренеры хотят, чтобы мы больше уделяли внимания отдыху и восстановлению.

- Дисциплина строгая?

- Да нет, специально за нами никто не следит (смеётся). Все зависит от самих спортсменов. В принципе, никто никого не принуждает, мы же люди взрослые, понимаем, куда и зачем приехали. Тренеры нам доверяют, просто советуют, поправляют, когда мы чем-то излишне увлекаемся.

- Если бы была возможность вернуться назад, в начало или середину сезона, хотели бы что-то в нём поменять?

- Дааааа… я очень бы хотела немного подправить спринт на хантымансийском этапе. Если бы была в пятёрке, могла бы бороться за малый кубок. Тогда у меня были все шансы, тем более, потом ещё в Холменколлене выиграла! А там, когда я не набрала ни одного очка, заняла 34 место, это было так обидно!!! Я ведь готовилась специально на спринтерскую гонку, не поехала в Корею, настраивалась. До сих пор не понимаю, что там со мной произошло. Конечно, я хотела побороться за спринтерский кубок, но не было такого, что я уже видела кубок у себя в руках, не это мне помешало. Да ещё дома, на родном стадионе, перед своими зрителями! Ужасно было, так обидно, слов нет. Сначала расклеилась, расстроилась, потом собрала волю в кулак и в масс-старте уже была третьей. Порадовала земляков.

- Анализировали потом этот злосчастный спринт с тренерами?

- До сих пор не знаю, почему так криво пошла стрельба. Ни ветер, ни что-то другое со стороны мне не мешало. И не волновалась особо, ни о каких кубках не мечтала, ничего такого. А вот не пошло. Много проиграла ходом. Могла бы, наверное, упереться и побороться за место во втором десятке, но на последнем круге я просто сломалась психологически. Бросила бороться. Не потому, что не хотела, а просто когда поняла, что упустила свой шанс, стало так тяжело бежать, просто ноги не шли, абсолютно обессилила. Проигрыш на последнем круге был страшный. Потом поняла, что так нельзя. Надо уметь бороться до конца. Этот урок мне пригодился уже в Холменколлене. Там был очень тяжёлый снег, и в какой-то момент чувствую, что в глазах потемнело, кажется, всё, не могу! А тренер подсказывает, что иду лидером! И я тут же стала себе внушать, что надо! Надо! В спринте ведь даже доли секунды могут все решить, здесь нельзя давать себе ни малейшей слабины.

- Даже когда выигрываешь больше минуты? Мы видели, как после финиша в спринте вы замертво упали в снег, а ведь преимущество перед Ольгой Анисимовой было огромным!

- Да, я знала, что везу второму месту почти минуту, у меня была полная информация по трассе от тренеров. Но я уже опытная (смеётся) А если серьезно, хотелось создать задел на гонку преследования, поэтому и упиралась до последнего. Упала без сил, потому что такая тяжёлая погода, трасса - снег с водой, скольжение плохое, было очень тяжко, но я через силу заставляла себя: надо бежать, бежать, бежать… и так удачно это самовнушение подействовало, что выиграла на последнем круге ещё секунд двадцать. После финиша просто поверить не могла, у меня был настоящий шок. Ведь чемпионат России – очень серьёзные соревнования, здесь высокий уровень, сильные соперницы.

- Масс-старт пропускаете?

- Да. Эта гонка ничего для меня не решает, лучше подготовиться к эстафете и достойно поддержать там свою команду. Для команды четыре медали в четыре раза лучше, чем одна (смеётся)

- С чем связаны такие частые пропуски гонок? Это тренерское решение или ваше?

- Это наше общее решение, потому что никто не знает меня лучше, чем Валерий Павлович Захаров, мой тренер. И он видит, и сама я чувствую, что сил на три-четыре гонки в неделю на протяжении всей зимы мне пока не хватает. Особенно это чувствуешь, когда формы нет. У меня так было в Эстерсунде, в смешанной эстафете. Только со старта ушла, а чувствую, что уже устала смертельно. Терпела весь свой этап и передала первой, после чего сама себя похвалила. Но здесь нужен баланс, часто нельзя через силу бежать, ведь хочется сохранить здоровье как можно дольше. Я имею в виду спортивное здоровье, способность выступать на хорошем уровне.

- Хороший уровень - это когда обыгрываешь звезд мирового биатлона?

- Конечно, а как же, это и интересно. На кубке мира в тридцатке сильнейших такие имена! Некоторые имеют за плечами по десять лет успешных выступлений, чемпионы мира, олимпийские чемпионы! Ещё три года назад я смотрела на них по телевизору и подумать не могла, чтобы с ними соревноваться. Я и сейчас иногда не верю, что могу выступать с ними наравне. Вроде и знаю, а не верю. Наверное, когда у меня будет неудачный, провальный сезон, тогда пойму, как хорош был этот, первый.

- Есть мнение, что второй сезон, как второй прыжок с парашютом или вторая книга для писателя - самый трудный. В первом ты вкладываешь в результат все силы что накопились в прежней жизни, плюс вдохновение от перемен, а второй надо делать, не используя старых запасов.

- Возможно, и второй. А бывает, что спортсмен ровно выступает много лет, и вдруг проводит сезон откровенно ниже своего уровня. Так случилось в этом году с Грайсом или Кати Вильхельм. Было больно смотреть, как она плакала в Ханты-Мансийске, когда она, сильная спортсменка, никак не могла хорошо выступить. Ведь нужен определённый склад характера, чтобы справляться психологически, когда проигрываешь, да ещё на глазах у всего мира, который ждёт от тебя только побед. Это очень тяжело, но без этого не станешь успешным в спорте. Иногда на рубеж приходишь, тебя трясёт, колени дрожат как у маленького ребёнка, когда его ставят на табуретку читать стихотворение. Все смотрят и ждут, ты дрожишь, а деваться некуда. Надо не просто стрелять, надо попадать! Это с опытом приходит, и то не ко всем. Бывает, что люди на тренировках всех обыгрывают, а на официальных стартах вообще соревноваться не могут, сыпятся. Это целая наука - соперничество, это надо уметь! И я учусь.

- У вас спортивная семья, есть у кого учиться, есть традиции?

- Нет, не спортивная. Мама немного занималась лыжными гонками в институте, совсем недолго. Ни отец, ни сестра не занимаются.

- Понимают вас, поддерживают?

- Да, конечно, болеют очень. С мамой созваниваемся каждый день. Иногда она меня жалеет, что мне здесь тяжело, холодно, одиноко вдали от дома… Иногда говорит: «Зачем тебе это, ты уверена, что тебе это нужно?» Зато когда увидела мой финиш с флагом, то сказала, что хотела бы увидеть нечто подобное на чемпионате мира, на Олимпиаде… Это ведь было моей заветной мечтой, финишировать с флагом. А для чего же стоит работать, ждать, терпеть, переступать через себя? Именно для того, чтобы однажды сбылись все мечты!


Елена Копылова
skisport.ru
Обратная связь
admin@svetlana-sleptsova.ru
© 2008-2012 Официальный сайт Светланы Слепцовой